Среда, 21.11.2018, 21:20
Приветствую Вас Гость

ВЫБОР СЛАВЯНСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ

 

Вече вече в Славянске новости аналитика документальные фильмы взятки Неля Штепа опять хулиганит 100 дней Нели Штепы Славянский горсовет закон вина молчащих ГИК власть и народ Дед Мазай и Зайцы-санитары ICTV А.Близнюк Елена Сероштан Народное Вече зеленые антиДай антимусор Владимир Панибратченко Неля Штепа благославление Айдина Нелля День молодежи ДОНБАСС Акция протеста андрей клюев баррак обама Белый дом Борис Колесников Вашингтон Виктор Янукович донецкая область елена бондаренко e-Government Кужель депутаты против Штепы газета Наш Славянск горсовет Славянска депутаты Славянска депутаты-бездари депутаты-трусы люстрация власти Шевчук В гостях у генерала ФСБ Вопросы Шевчука Путину Димитров Анатолий Близнюк вечный диалог с властью новости Славянска Freeman Валентин Рыбачук горводоканал славянска Владимир Малюгин Евгений Скиба ТРК САТ коррупция в Украине экология politics Бабаев Славянск Донецк суды Штепа Вечерко журналистика Коррупция выбор славянска Красный Лиман беззаконие адвокат Емельяненко передаст адвокат-передаст электронная власть гражданское общество. электронная демократия Время играет на власть Азаров налоговый кодекс WikiLeaks WikiLeaks-революция Джулиан Ассанж Ассанж WikiLeaks- электронная демократия ВикиЛикс взрывы в макеевке беззаконие Штепы глобальный кризис блогосфера блогосфера рулит год Януковича глобальный предиктор права человека Виталий Портников барак обама украина Янукович Московский Патриархат беспредел депутатов сланцевый газ
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Нужно ли Вече Славянску?
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Код нашего баннера


Главная » 2011 » Май » 20 » Рукописи не горят! 15 мая 120 лет со дня рождения Михаила Булгакова.
13:53
Рукописи не горят! 15 мая 120 лет со дня рождения Михаила Булгакова.

15 мая знаменитому писателю исполнилось бы 120 лет.

Отличная статья Евгения ЧЕРНЫХ — 13.05.2011

 
Никак не возьму в толк, почему к Михаилу Афанасьевичу намертво приклеили ярлык мистика. Гений - да, кто бы спорил! Году в 73-м старшекурсник на одну ночь дал бесценный журнал «Москва» с нашумевшим романом. До сих пор помню необъяснимый трепет при чтении. Ни одна книга ни до, ни после не вызывала такого странного возбуждения. Вот что значит Мастер! В дрожь бросали, кстати, не московские похождения Воланда и его бесовской свиты, а страницы про Понтия Пилата и Иешуа.

Мистификация чистой воды?

Михаилу Афанасьевичу вменяют в вину, что в его произведениях многовато бесов и серы. Но вспомним, какое время было на дворе. Переломное. Революционное. А революционеров еще Достоевский бесами обозвал, как припечатал. Многие коллеги Булгакова баловались чертовщинкой. Маяковский написал «Левый марш» и лег виском на дуло. Бляхин сочинил «Красных дьяволят». По их мотивам позже сняли суперпопулярных «Неуловимых мстителей», заменив китайца на цыгана. Но Булгаков не воспевал тот перелом, наоборот. Ох не зря бдительный критик О. Литовский называл прозу Булгакова откровенно контрреволюционной. Его счастье, что не прочитал главный труд объекта критики. Дойди он до страниц, где ведьма Маргарита с тяжелым молотком в руке устраивает жуткий погром в квартире критика О. Латунского, бедолагу точно хватил бы удар. А так сподобился пережить гонимого им писателя на три десятка лет. Кроме описания литературной борьбы, в романе есть более серьезные аллюзии. Одни узнают в Воланде демоническую фигуру самого Сталина. А писатель-историк Н. Добрюха, изучив архивы, высказал недавно предположение: Сталин - прообраз булгаковского Мастера. Ведь Троцкий, Бухарин, другие вожди величали Мастером Иосифа Виссарионыча. Вона каким боком оборачивается роман! Еще говорят, что играть в экранизации романа очень боятся актеры.

Не верю!

Тут на днях мои материалистические устои пытался пошатнуть участник открытия в Киеве на самом закате советской власти и СССР Музея Булгакова: «Только стали разрезать красную ленточку на доме № 13 (!), где прошли молодые годы писателя, как вдруг среди ясного неба раздался страшный гром. Мы все вздрогнули, испуганно подняли головы. Ни облачка! И лишь у самого солнца - маленькая черная тучка, растаявшая за секунды».

Ну и как прикажете это понимать? Булгаков с того света гром организовал, чтобы напугать людей, пришедших увековечить его память? Думаю, гром - случайность, совпадение, которое наша интеллигенция поспешила приписать сверхъестественному. Вообще, на мой взгляд, образ самого мистического писателя - чистая мистификация, которую сотворили и лелеют, ибо не в силах разгадать тайну гения Михаила Афанасьевича.

Огненный змей-искуситель

Все эти доводы я лихо выпалил писателю Юрию ВОРОБЬЕВСКОМУ, аккурат к юбилею выпустившему книгу «Неизвестный Булгаков». Тот согласно кивнул и расплылся в доброжелательной улыбке:

- Давайте лучше рассмотрим, случались ли в жизни самого Михаила Афанасьевича сверхъестественные явления?

- Любопытно, любопытно!

- Дело было в 1905-м. Однажды ночью проснулся мальчик. Разбудил сестру: «Знаешь, где я был сейчас? На балу у сатаны!» Звали мальчика Миша Булгаков. Пройдет время, и другой революционный год, 1917-й, принесет ему новое видение. В селе Никольском Смоленской губернии. В морфинистском «прозрении» земский врач Булгаков увидит огненного змея, сжимающего в смертоносных кольцах женщину. Видение поразит. Потребует излиться на бумагу. И он возьмется за ручку. Позже, став известным писателем, он двинет все из того же села Никольского на Москву уже целые полчища инфернальных змеев.

- Эти чудовища будут сжигать все на своем пути, пока их самих не убьет русский мороз. Помню, читал «Роковые яйца». Но где тут сверхъестественное, скажите на милость? Сами же упомянули морфинистское «прозрение». Увы, Булгаков был наркоманом.

- К вашему сведению, Булгаков, став писателем, уже не кололся. Совсем!
Полет ведьмы Маргариты (Анастасия Вертинская).



Из наркоманов в гении

- Морфинистом он стал по трагической случайности, - продолжил рассказ Воробьевский. - В больницу привезли больного дифтеритом мальчика. Тот задыхался. Счет шел на секунды. Булгаков успешно провел операцию, но в последний момент его словно кто-то под руку толкнул. Скальпель порезал перчатку, на пальце выступила капля крови. Пришлось сделать себе прививку от дифтерита. Вскоре начались сильные боли. Когда врач не смог уже больше терпеть, он ввел себе раствор морфия. Боль как рукой сняло. Дозы «черта в склянке», как назовет Булгаков морфий, становились все больше. Молодой врач осунулся, постарел. Позже он гениально опишет в автобиографическом рассказе «Морфий», как быстро «смесь дьявола с кровью» превращает крепкого мужчину в живой труп. Смерть уже стояла на его пороге. Татьяна Николаевна, первая жена Булгакова, вспоминала, как сообщила тогда мужу о беременности. Тот ответил: «В четверг проведу операцию. Я врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов». Правда, таких операций ему делать еще не приходилось. Прежде чем натянуть перчатки, он долго листал медицинский справочник. Операция длилась долго. Жена поняла: что-то пошло не так. «Детей у меня теперь никогда не будет», - тупо подумала она. Когда все было кончено, муж сделал себе укол, молча лег на диван и захрапел. А потом произошло необъяснимое - будто вмешалась какая-то неведомая сила, которая хотела от Булгакова не скорой гибели, а неких великих свершений. Страсть к наркотику стала ослабевать, хотя стадия морфинизма, которую он переживал, лечению не поддавалась. Но оставлен был не только морфий, но и лечебная практика. Бывший врач-наркоман стал писателем.

- Чем это можно объяснить?

- По мнению иеромонаха Нектария Лымарева, это посвящение в литературу, совершившееся по всем правилам древних мистерий. Здесь есть все три их составляющих: опыт соприкосновения с иным миром для получения мистического озарения, опыт смерти, умирания и, наконец, возрождения в ином качестве. Но мистерия требует жертвы. И жертва была. Собственный первенец! Чрево супруги стало алтарем, на котором отец собственноручно умертвил младенца. Такие убийства издавна считались знаком отречения от Бога. Видно, не зря мальчику Мише снился бал у сатаны.

- Не верю, - заявил я Воробьевскому. - Это все сказки Венского леса. От наркомании он мог избавиться, сокращая постепенно дозы. И переезд в родной Киев помог. А в литературу пришел по примеру любимого Гете.

- Учтите, вы первым упомянули Гете.

- Ну и что?

- А то, что в жизни этого гения была аналогичная «мистерия». Будучи студентом юридического факультета, Гете серьезно заболел. Болезнь казалась неизлечимой. Родители поручили лечение юноши доктору Иоханну Метцу, человеку загадочному, медику розенкрейцеровской традиции. Метц спасет Гете. Молодой юрист полностью отдастся литературе.

- Не убедили. Мало ли кто из великих писателей в юности серьезно болел? Сами же говорили только что: мистерия требует жертв. У Гете я их не вижу.

- Гете напишет автобиографический роман «Страдания юного Вертера», который принесет ему мировую славу. Вертер, если помните, покончит с собой. В книге. Но это вызовет волну настоящих самоубийств в Европе, которую назовут впоследствии «эффектом Вертера». Из-за этого «эффекта» в ряде государств власти запретят роман. Вот вам и реальные жертвы, кровь. Но есть еще любопытный момент. Гете сам помышлял о самоубийстве. Убив своего героя, он, получается, продлил свою реальную жизнь. Герой рассказа «Морфий» доктор Поляков, которого, напомню, Булгаков списал с себя, застрелится. Автобиографический «Театральный роман» Булгакова имеет второе название - «Записки покойника». Они написаны от лица литератора, покончившего с собой со второй попытки. Первый раз литератор хотел застрелиться. Приложил уже дуло к виску, неверным пальцем нашарил собачку револьвера. Тут за стеной включили граммофон, поставили пластинку с «Фаустом».Самоубийца решил послушать в последний раз арию Мефистофеля. Пластинка закончилась. Дрожащий палец лег на собачку, и тут раздался грохот, дверь распахнулась - и герой окоченел от ужаса. Перед ним стоял Мефистофель! При ближайшем рассмотрении он, правда, оказался редактором Рудольфи, но очень уж был тот похож на злого духа. Его визит спас героя на время. А потом он бросится с моста. Известно, что Булгаков тоже думал о самоубийстве, когда начались проблемы с пьесами. В чем сам признался писателю Вересаеву.

- Получается, смертельный прыжок героя «Театрального романа» дал отсрочку Михаилу Афанасьевичу?

- Аналогичный случай был с Джеком Лондоном. В состоянии депрессии он пытался утопиться в океане. Но передумал, выплыл. Зато позже утопится в океане герой его автобиографического романа Мартин Иден. Этим Джек Лондон продлил свою жизнь еще на 20 лет. А потом отравился морфием. Самоубийцы, известно, попадают в ад. Выходит, некоторые писатели получают страшную возможность «откупиться» от ада, продлить свое земное существование за счет того, что навязывают суицид другим.

- Вопрос в том, кто же и для каких целей дал такую отсрочку двум гениям, создавшим после своих «книжных самоубийств» памятники мировой литературы - «Фауста», «Мастера и Маргариту»?

- Ответ поищем в главном романе Булгакова. В нем много чего скрыто!

Заставив, однако, покончить с собой своих автобиографических героев-двойников. Зачем? Разгадка кроется в главном романе Михаила Афанасьевича, считает исследователь оккультизма Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ, автор книги «Неизвестный Булгаков».

Роковое копыто

- Самая знаменитая фраза романа, которая давно гуляет сама по себе: «Рукописи не горят!» А ведь Булгаков действительно сжег первый вариант, - говорит Воробьевский. - В марте 1930-го. Как его любимый Гоголь - второй том «Мертвых душ». Духовник сказал Николаю Васильевичу, что за каждое свое слово писатель ответит перед Богом на Страшном суде. Тот, посчитав продолжение «Душ» соблазном, уничтожил его. А какой страх двигал внуком священников по отцовской и материнской линии, сыном доктора богословия Киевской духовной академии? Явно не Божий, как Гоголя, ведь он еще в молодости выбрал неверие. У его страха была земная причина. Первоначально-то роман назывался «Копыто инженера». Копыто в виде сросшихся пальцев - примета дьявола. Только сочинил Булгаков книгу, как в Москве вдруг пошли слухи, что у Сталина - сатанинское «копытце»!

- Слухи имели основание. После смерти вождя в архивах нашли полицейское донесение 1904 года о его особых приметах. «На левой ноге 2-й и 3-й пальцы сросшиеся». И походка была странная: ЛЕВАЯ нога заметно отбрасывалась в сторону.

- Рукопись Булгаков сжег. А позже в новом варианте от греха подальше убрал у Воланда это красноречивое уродство, чтобы не возникало никаких аллюзий с вождем. Есть лишь намек: Маргарита массирует Мессиру больную ногу, которую падший ангел, как известно, покалечил, когда его сбросил с небес Всевышний. И на бал он вышел в стоптанных туфлях.

- У Сталина тоже болели ноги. Вот и ходил в разношенных сапогах.

- Его демоническую фигуру некоторые всерьез ассоциируют с Воландом. Чтобы не было кривотолков вокруг главного героя, обратимся к дневникам жены писателя. «Миша читал вслух «Мастера и Маргариту». Впечатление громадное. Миша спросил после чтения - а кто такой Воланд? Виленкин сказал, что догадался, но ни за что не скажет. Я предложила ему написать, я тоже напишу, и мы обменяемся записками. Сделали. Он написал: сатана, я - дьявол». Булгаков не поправил дешифровщиков. Значит, усатого вождя не имел в виду. Мастер - сам Булгаков, сжегший первый вариант романа. Маргарита - его третья супруга Елена Шиловская. Намеки Воланда на ее королевскую кровь - аналогия со знаменитой королевой Марго, которую французы считали ведьмой. Отсюда имя героини. Но есть еще один очень важный для расшифровки романа герой. Тезка автора Михаил Александрович Берлиоз.

- Литературоведы угадывают в нем Луначарского, редактора «Огонька» Михаила Кольцова и даже поэта-безбожника Демьяна Бедного.

- Ну да, версий много. Но звонкая фамилия откуда? В романе ведь нет ничего случайного! Главный гонитель Мастера О. Латунский - реальный критик О. Литовский. Также по слегка зашифрованным фамилиям угадываются и другие деятели-интеллигенты той поры. Берлиоз из этого ряда выбивается. Странно и другое. Как наказаны реальные враги Булгакова - Мастера? Ведьма Маргарита устроила потоп в их писательском доме, разгромив квартиру Латунского. И баста. А несчастному Берлиозу отрезали голову уже на первых страницах. Скажу по секрету, это герой из другой оперы. Многие зациклились на угадывании реальных современников автора, видя в романе лишь блестящую сатиру на строительство социализма, этакую любимую интеллигентами «фигу в кармане» власти. Но сатира на сталинский социализм - лишь яркий фантик, точнее, видимая часть гигантского айсберга. Михаил Афанасьевич прекрасно понимал: при его жизни роман не напечатают, и все намеки на Луначарских, Горьких и прочих Бедных быстро устареют. Это лишь развлечение, мелкая месть недругам типа потопа в писательском доме, устроенном Маргаритой. Ведь Булгаков, или тот, кто водил его рукой, работал на Вечность.

- Водил его рукой?! Что за фантазии, господин Воробьевский?

- Абсолютно никаких. 2 августа 1933 года Михаил Афанасьевич напишет Вересаеву: «В меня вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю». Гете тоже признавался по поводу Вертера: «Так как я написал эту книжку почти бессознательно, точно лунатик, то я сам удивился, прочтя ее».

Эта «бессознательность» письма в психиатрии известна как синдром Кандинского-Клерамбо.

- Все ясно! Гете и Булгаков маялись депрессиями, не раз пытались покончить с собой, такое бывает у гениев. Не зря же Мастер попал в психушку, а сам Михаил Афанасьевич лечился гипнозом. Синдром виноват.

- Русский психиатр Кандинский, будучи сам подвержен духовному недугу, подробно описал свои специфические состояния. Одно из самых характерных - подчиненность влиянию извне! Видимо, эта чужая воля некогда и надиктовала Гете знаменитый роман «Фауст». А Гектор Берлиоз сочинил свое знаменитое произведение «Осуждение Фауста», приговорив того вместе с Мефистофелем к низвержению в преисподнюю. Там их встречает бесовским гимном хор демонов. Великому композитору этого не простили. И рукой Булгакова та самая сила, диктовавшая роман Гете, вынесла и привела в исполнение приговор Берлиозу: отрезала голову, проделала с ней колдовские ритуалы на сатанинском балу. Заодно превратила автора оратории «Детство Христа» в главного безбожника романа, Христа отвергающего.

Сталин из-за больных ног ходил в разношенных сапогах.



Прелестная нечисть

- Жуть! Хотя версия и любопытная.

- Это дьявол был жутью в давние времена. С рогами, копытами, хвостом. Чистое исчадие ада! Гете первым изобразил человечного Мефистофеля. Его пример заразил многих мастеров культуры, включая наших Лермонтова и Врубеля - певцов Демона. Ну а главную оду печальному духу изгнанья сотворил, конечно же, Булгаков.

Воланд - самый что ни на есть обаятельный и привлекательный, романтичный красавец, герой умный, творящий закон, карающий зло.

- Академик Дмитрий Лихачев подметил: «Воланд в романе изображен настолько реалистично, что теперь трудно сомневаться в существовании Сатаны».

- Это, похоже, и было задание инфернальных сил для Гете и Булгакова, плата за чудесное исцеление. Прославить Мефистофеля-Воланда. А самоубийства литературных двойников давали время авторам для исполнения задания. Исполнив его, они быстро умирали. Гете работал над «Фаустом» почти 60 лет. «Главное дело» всей жизни завершил летом 1831 г. Уже в марте 1832-го простудился и скончался. Булгаков трудился над «Мастером» более 10 лет. Закончил диктовать 13 февраля 1940 г., а 10 марта его не стало. Связь двух памятников мировой литературы тоже самая прямая. Начиная с эпиграфа к «Мастеру» из «Фауста»: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Тот же черный пудель, сопровождавший Мефистофеля, обернется черным набалдашником на трости Воланда и большим медальоном на груди черной королевы сатанинского бала Маргариты. И, конечно, имя. У Гете промелькнет Voland. Однако на визитке незнакомца, напечатанной иностранными буквами, -Бездомный разглядит двойное «В» в фамилии.

- Банальная ошибка.

- Но Булгаков зачем-то сознательно подчеркивает разночтение с первоисточником. Глубокий смысл заложен в написании имени сатаны как Woland. У Мастера на черной шапочке Маргарита вышила букву «М». Перевернутое «W». Связь Мастера и Воланда. Перевертыши - любимый прием оккультистов.

- Поставить с ног на голову, извратить смысл с точностью до наоборот?

- Именно. Таких перевертышей в романе немало. Вспомним знаменитое: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами дадут». Произнесено в пику известным словам Писания: «Просите, и дано будет вам, ибо всякий просящий получает». Фактически фраза Воланда ставит крест на молитвах, всегда содержащих просьбу. Профессор А. Ужанков провел разбор сеанса перевертышей в романе, выворачивающих наизнанку Новый Завет. События в Москве разворачиваются, как в Ершалаиме, в Страстную седмицу. Воланд и его бесовская свита объявляются в столице в Великую среду. В то время, когда в храмах читается евангельский текст о женщине, разбившей сосуд с миром (маслом), чтобы возлить его на голову Христа, Аннушка разбивает бутыль с маслом. Отрезана голова Берлиоза. Миро на главу Спасителя возлила ПАДШАЯ женщина. Разлившая масло Аннушка в переводе - «БЛАГОДАТЬ». Просматривается четкая аллюзия: голова Христа - голова безбожника Берлиоза. Похороны Берлиоза, вынос тела происходит в пятницу пополудни. Когда на богослужении совершается вынос Плащаницы, символизирующей тело Христово. В пятницу ночью начинается бал у Воланда. Когда Христа нет на земле, сатана правит бал, обретающий в романе смысл антилитургии. Чаша с причастием - символ агнца Божиего Иисуса Христа. У Воланда будут пить вино (причащаться) из чаши - головы Берлиоза. Она прежде исчезнет из гроба и появится на балу. Аллюзия с обретением главы Иоанна Предтечи. Есть и другие признаки черной мессы .

- Но позвольте, роман же прославляет Христа!

- Теперь поговорим о человеке, похожем на Иисуса. Иешуа вроде бы с симпатией изображен. Хотя и производит меланхоличное впечатление, тихо бубня себе под нос, что ученики-де все напутали. Его фамилия или кличка Иешуа - Га-Ноцри. В ней-то собака и зарыта, тот самый черный пудель. Булгаков ее не выдумал, а взял из талмудических легенд. Безличный термин ha-nozri по отношению к Иисусу там означал «другой, некто». Которого нужно превратить в пустое место. У Христа были родители, мать - Мария. В романе Га-Ноцри - подкидыш, сын неизвестных родителей.

- По этой логике на почитаемой православными иконе Казанской Божией Матери надо ставить крест. А католикам - на Деве Марии.

- Получается так. В романе нет воскрешения Иешуа, значит, не будет и второго пришествия Христа, с которым кончится время сатаны. По этой логике Воланд вечно будет править бал на земле.

Маргарита (А. Вертинская) массирует больную ногу Мессира (В. Гафт).



Евангелие от Воланда

- В сожженной рукописи глава о событиях в Ершалаиме называлась «Евангелие Воланда» (потом «Евангелие от дьявола»). Позже автор замаскировал вызывающее название на «Понтий Пилат». Самое сильное впечатление у многих остается именно от этой главы. Странное ощущение, что все описывал свидетель событий двухтысячелетней давности. Впрочем, ее и рассказывает Воланд, называющий себя очевидцем.

- Но почему бы Булгакову или тому, кто, по-вашему, диктовал страницы, и вовсе не отказаться от образа Иешуа?

- Без Бога нет дьявола. Поэтому надо принизить, опустить Га-Ноцри и на его бледном фоне возвеличить Воланда. Кстати, откуда появился сожженный роман, когда Воланд произносит: «Рукописи не горят!»?

- Не помню.

- Из-под хвоста кота.

- Не может быть!

- Имеющий глаза да прочитает: «Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду».

- Ну и дела?!

- Внимательнее надо вчитываться в строки удивительного романа, полного шифровок. Прежде чем навсегда уйти- в мир иной с Воландом, «Мастер выбросил с полки какую-то книгу на стол, вспушил ее листы в горящей скатерти, и книга вспыхнула веселым огнем». Я не всегда разделяю взгляды богослова Андрея Кураева, но тут не могу не согласиться с ним. «Это не рукопись самого Мастера, а именно книга. В обоих случаях книга не названа.Однако только одна книга в европейской традиции не нуждается в уточнении названия и называется просто Книгой. Библия. Вот она-то и горит - в отличие от пришедшего ей на замену манускрипта».

- Манускрипт «Мастер и Маргарита».

- Понятно, почему он возродился из небытия в середине 60-х. Гонения на церковь в СССР ослабели, народ потянулся в храмы. Вот тогда и опубликовали роман, лукаво смещающий акценты с Христа на Люцифера.

- Тоскливо на душе стало. А вы уверены, что именно так все и было?

- Я, как человек воцерковленный, вижу ситуацию именно так. Хотя, конечно, гораздо спокойнее считать все это галлюцинацией, как признался Мастер Воланду при первом знакомстве. А потом поверил в него. Впрочем, каждый имеет право на свое видение романа, приписывая все исключительно гению Булгакова, его удивительному прозрению и т. д.

А в тоску, тем более отчаяние впадать не надо. Грех! Помните, Азазелло забирает Маргариту из особняка. Увидев беса, кухарка решила перекреститься. Азазелло закричал: «Отрежу руку!» Грозная нечисть, а боится крестного знамения простой кухарки. Воланд и его демоническая свита покинут Москву в субботу на закате солнца. Этот субботний закат Булгаков упомянет несколько раз. Сознательно. Ибо в полночь с субботы на воскресенье Иисус- Христос воскреснет и будет Его торжество на земле. Потому и спешила нечисть исчезнуть перед Пасхой из Белокаменной в свой мрачный мир. А наутро люди приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» Это должно вселять надежду. Так что будем жить.


Михаила Булгакова опекали тайные силы?
Просмотров: 2488 | Добавил: Vladimir | Теги: локальный предиктор, глобальный предиктор, Михаил Булгаков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта