Здесь кратко изложена суть вопроса.(или Каждому чиновнику - по сайту!)
Активность проявляется прежде всего в творчестве, в инициативности, в поиске новых контактов и новых способов самореализации, в более широком образе мышления, которое охватывает не только настоящие потребности, но глобально во времени и пространстве.
Принципиальное изменение характера информационных коммуникаций позволяет преодолеть и сформулированный Робертом Михельсом так называемый "железный закон олигархий", в соответствии с которым постулируется доминирование хорошо организованных властных элит над априори слабоорганизованным большинством. 1 Фактическую монополию элит на решение всех важных вопросов, связанных с жизнедеятельностью общества, разрушает не просто социальная активность граждан, а возможность непосредственного участия их в формировании официальной позиции, формулировании соответствующей правовой базы и - что важно - в осуществлении реального контроля над процессами претворения решений в жизнь, над исправлением нарушений и наказанием нарушителей. Прозрачность всех властных процедур предопределяет невозможность корпоративных договоренностей, применения двойных стандартов и других манипуляций с законом. Виртуальное сообщество граждан больше не нуждается в экстремальных средствах заявления собственной позиции, чтобы преодолеть инерцию внутренней организации властной элиты. Что является прикладным проявлением возможностей цифровой демократии.
А пройдя по ссылке ниже Вы получите исчерпывающую информацию на эту тему.
Электронное правительство /e-government/ -
концепция осуществления государственного управления, характерная для информационного общества. Базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы.
Один из наиболее действенных способов борьбы с коррупцией и бюрократией, а также обеспечения прозрачности официальных структур.
Предусматривает бизнес-реинжиниринг правительственных структур: эффективный для граждан как клиентов, выгодный для граждан как собственников.
Один из элементов информационного общества.
Следует отличать от правительства он-лайн - правительства, которое, кроме традиционных форм трансакций с населением, имеет электронный интерфейс и является одним из функциональ
1.Коротко по теме:
Эта книга была написана с определенной целью: мы надеялись создать офф-лайновый справочно-информационный ресурс, который бы содержал возможно более полный комплекс данных относительно электронного правительства и других атрибутов информационного общества.
Исследование ориентировано на выполнение одновременно нескольких функций. Прежде всего, это справочник, настольная книга для широкого круга специалистов, которым необходимы основные материалы по теме, собранные в одном месте и упорядоченные.
Во-вторых, "Электронное правительство” является учебным пособием: как для тех, кто уже отвечает за формирование государственной политики в стране, так и для тех, кто лишь готовится к этому.
В-третьих, наша книга является также сборником практических рекомендаций: когда, где, почему, как, кто может вводить элементы информационного общества в сфере политики, общественной инициативы и государственного управления, и какими средствами может вестись это внедрение. Главное - книга содержит реальные примеры, которые наглядно демонстрируют, кто и сколько именно выиграет от реализации как отдельных проектов, так и программы электронного правительства в целом.
В нашей работе так же даются теоретические выкладки относительно использования информационно-телекоммуникационных технологий в общественно-политической сфере и последствий этого процесса - правовых, общественных, культурных, образовательных, политических, экономических и др.
Общей целью всей работы является популяризация и пропаганда новых, высокотехнологичных способов организации государственного менеджмента, нового качества предоставления услуг гражданам и бизнесу со стороны государственных служб. Сам государственный аппарат должен превратиться в бизнес - эффективный бизнес, оправдывающий затраты на себя со стороны налогоплательщиков, ориентированный на удовлетворение потребностей клиента и максимальное уменьшение расходов на свою деятельность.
Это продолжение работы авторов, которые разрабатывают данную тему на протяжении уже довольно длительного времени в рамках деятельности Института информационного общества и Украинской сети информационного общества (www.e-ukraine.org.ua).
Важнейшей функцией таких учреждений является активная трансформация социально-психологической среды, адаптация общества к инновациям. Общество в целом, все его формации и каждый отдельный гражданин должны принять новые идеи, новый образ жизни. Это единственно возможный путь развития общества.
Соответствующая разъяснительная работа, тренинги и обучение должны вестись среди наиболее активных агентов общественной жизни: общественно-политических организаций, органов власти и самоуправления, средств массовой информации. Мы надеемся, что это исследование будет нужным участникам процесса формирования и внедрения электронного правительства и поможет достичь наилучшего результата в этой сфере.
Что же касается нашего государства, формально и его правительство включилось в процессы информатизации. Общий перечень созданных электронных страниц довольно значителен. Но мы сосредоточимся на ресурсах региональных органов власти. Ведь такую же разветвленную систему локализованных ресурсов имеют разве что сборщики налогов - но при существующих процедурах взаимодействия с этой структурой мало кто отважится заполнять любые формы самостоятельно, без консультаций с работниками налоговой службы. Кроме того, система электронных платежей лишь начинает вводиться, а закон про электронную цифровую подпись только рассматривается Верховной Радой. Итак, соответственно, эта служба не является он-лайновой, а созданные ресурсы в полную силу - по абсолютно объективным причинам - смогут работать нескоро. Ресурсы центральных органов власти также не отвечают требованиям электронного правительства и даже он-лайнового сервиса.
Таким образом, остаются страницы региональных органов власти - по определению они должны быть приспособлены к использованию самыми широкими слоями граждан, иметь достаточно широкий спектр функций, чтобы не требовать в обязательном порядке принятия каких-то специальных нормативных актов и быть пригодными для выполнения своих функций чуть ли не с первого дня запуска.
Однако до сих пор ситуация крайне далека от теоретически обоснованных целей создания подобных ресурсов. Посетив и попробовав воспользоваться каждым из существовавших на февраль 2002 года ресурсов, мы провели анализ использованных для их создания средств (как сугубо технического исполнения, так и формирования содержательного наполнения) и качество их работы. После чего попытались сформулировать цель их создания исходя не из теории информационного общества или э-правительства и возможностей ИТ, а из грубой практики: какую информацию из этих ресурсов можно почерпнуть, какими сервисами можно воспользоваться, насколько это реально для среднестатистического посетителя и среднестатистических же (весьма скромных) технических возможностей последнего (мощность компьютера, качество и скорость соединения). Прибавим, что большинство этих ресурсов включены в перечень региональных органов власти на сайте Кабинета Министров Украины. 4
Анализ сделан с точки зрения обычного украиноязычного пользователя, который является гражданином Украины и жителем соответствующей области - то есть, чьи интересы сугубо прикладные. Посетитель сайта априори ищет конкретные сведения и старается решить абсолютно определенные вопросы, а не найти материал для чтения или просмотра иллюстраций.
Общий итог после посещения страниц областных администраций - собственно, так же, как и страниц Кабмина, Госкомсвязи и большинства других государственных сайтов - цель ресурсов является сугубо презентационной, исполнение большей частью на пещерном уровне. Непрофессиональны дизайн и программное обеспечение сайтов. Содержание большинства напоминает выписку из короткого страноведческого атласа. Иностранцам представленная информация ничем не поможет, украинцам тоже не расскажет ничего нового - и ничем не заинтересует ни тех, ни других. Практической пользы от посещения сайта большей частью никакой - ни для дальнейшего общения с органами власти, ни для посещения области, ни для полезного досуга, ни для работы, ни для обучения. А сколько средств было израсходовано - и на компьютерную технику, и на подключение к сети, и собственно на создание сайтов. И все это - следствие элементарного непонимания чиновников - зачем и кому (кроме Президента для отчетов на международном уровне) может понадобиться такой ресурс, кто и за какой именно информацией туда будет заходить.
Итоги:
Сервисы "правительство-бизнесам” и "правительствам-гражданам” формально развиваются в Украине параллельно с сервисом "правительство-правительству”. Тем не менее, фактически оказывается, что правительственные структуры не в состоянии осознать возможности информационных технологий, а следовательно - важность их применения в сфере сотрудничества государственных структур и общества. Результатом является формальное выполнение законов, формализация задач отдельных государственных органов, и в конце концов - абсолютная ненужность ресурсов, на которые израсходованы немалые средства налогоплательщиков.
Но именно эти сервисы стимулируют частную инициативу в экономической, социальной, политической, культурной, научной сфере. Трансформация процессов взаимодействия государства и граждан, обусловленная внедрением данных модулей электронного правительства, является наиболее благоприятной для экономического развития государства, создания благосостояния его граждан.
Мы подчеркиваем - сервисы G2B и G2C ориентированы на широкую аудиторию, на представителей всех социальных групп, которые так или иначе оказываются в сфере влияния этих сервисов. Профессиональная элита отрасли информационных технологий лишь координирует и корректирует процесс формирования информационного общества и реализации проекта электронного правительства. Пользователями сервисов электронного правительства постепенно становятся все социальные группы, поскольку цель создания электронного правительства - оптимизация социальных, политических и экономических процессов, связанных с властью.
Таким образом, главной проблемой, которая стоит перед украинским правительством, является осознание собственной роли как сервиса, предназначенного для обслуживания граждан, и соответствующее построение информационной инфраструктуры, формирование содержательного наполнения правительственных ресурсов.
Темы для обсуждения:
q Почему бизнес - такой же приоритетный объект правительственных сервисов, как и граждане?
q Получают ли какую-то пользу от G2B и G2C-сервисов бизнес и граждане, не имеющие доступа ни к компьютеру, ни к сети?
q Чем отличается правительственный (городской, областной) портал от просто сайта администрации?
q Какие правительственные услуги следует прежде всего предоставлять в он-лайновом или электронном режиме?
q Какой должна быть цель создания правительственных сайтов или порталов, их основная функция?
q Как соотносятся роли государственных структур, граждан и бизнеса в электронном пространстве, является ли такой же ситуация в офф-лайновых отношениях?
q При каких обстоятельствах наличие сайта не превращает правительственный сервис ни в он-лайновый, ни в электронный?
q Какова роль правительства в трансформации неправительственных государственных ресурсов в электронный ресурс?
q Что означают понятие "интуитивный” и "дружеский” относительно электронного государственного ресурса?
q Какова роль интуитивной навигации, дружеского интерфейса в общих процессах внедрения электронного правительства и формирования информационного общества?
q Какие сферы жизнедеятельности человека упрощает и вместе с тем обогащает внедрение соответствующего электронного ресурса?
q Только ли на собственных граждан должен быть рассчитан электронный ресурс правительства?
Ссылки:
1. http://www.kmu.gov.ua/mainzkomit.html
2. Тони Блэр. Модернизация правительства. "Белая книга" британского электронного правительства.